Зарегистрирован: 17 апр 2015, 19:41 Сообщения: 199
Выпуск: 1974
ФИО: Самочеляев Игорь Фёдорович
Тел: 49563151875
Город: Магдебург
|
Вложение:
996745191См.jpg [ 222.39 КБ | Просмотров: 8695 ]
16. «…В любом бою связисты шли в атаку Стрелять могли с пехотой наравне С катушкою на поясе, однако, И рацией армейской на спине.
А выжить довелось не всем связистам Под струями свинцового дождя, И после слов «считайте коммунистом», Украдкою крестились, уходя».
Егор Сергиевский
Из боевого документа:
Утверждаю командир 307 сд генерал-майор Лазько. Сов. Секретно.
План разведки боем 1019 сп на 20.6.43 г. в 20:00
1. Объектом разведки является система обороны противника (ДЗОТ) восточнее рощи, что южнее Архангельское 600 м и южнее Опушка рощи (блиндаж и ход сообщения).
2. Цель – захват контрольного пленного (документов), уточнение переднего края. При успешном исходе операции – закрепиться на достигнутом рубеже, подбросив туда стрелковую роту.
3. Состав разведки: разведчиков – 18, сапёров – 2, связистов – 2, санитаров – 3. Состоит из трёх групп: захватывающая – 8 чел., две группы прикрытия по 5 чел. Возглавляет группу гв. лейтенант Бернадский. Руководит группой командир 2 сб майор Двойченко…
…Форма одежды: летняя в касках, без противогазов, без документов.
Командир 1019 сп полковник Цуканов. Нач. штаба майор Букреев.
Перехвачено на волне 149,5 м
Край прорван ведём бой глубина фронта фронтового рубежа Кудиново 243 противник оказывает упорное сопротивление, непрерывно атакует авиацией требуется помощь Истребительного и бомбардировочной авиацией аэроплан противника в районе Сомухино – Воротынцево
принял радист Косянинко.
НКО СССР Штадив 126 сд 233-й обс 24 ноября 1941 г.
Н-ку 4-го отд 126 сд
Заявка На недостающий личный состав 233 обс
1. Начальник штаба батальона 1 чел. 2. Ком взводов тел/каб роты 4 чел. 3. Зам. командиров тел/каб роты 2 чел. 4. Телефонистов 30 чел. 5. Радистов 7 чел. 6. Командира взвода военных собак 1 чел. 7. Вожатых военных собак 9 чел.
За нач. штаба 233 обс инт. 1 р. (Подпись)
Значительный некомплект телефонистов в батальоне – это потому, что они гибли чаще всех других специалистов.
Подслушанные переговоры по радио рацией 7 ГККД 17.8.42 в 07:15
Переговоры велись рацией «Ветка» и рацией «Тир». Переговоры вели пом.90 «Ветка» и 01 «Тир».
Переговоры подслушал радист Петряков на волне 158 и слышны были на 160. Открытым текстом было сказано: «Наше хозяйство ведёт бой с просочившемся в лес противником. Противник занял переправу. Наше хозяйство находится в лесу, связи между собой не имеет. Только что вырвался оттуда наш Беретнев. Глинского с его людьми нет нигде. У нас людей осталось… /дальше переговоры прервались.
Дайте указания по докладу от 90 или 33/».
Принял радист Петряков.
Справка
Рация «Ветка» – 322 сд. Рация «Тир» – личная комкора 5 ГСК. Позывной пом.90 – пом. нач. штаба 322 сд. Позывной 01 «Тир» – нач. оперотдела Штакора 5 ГСК.
Начальник связи 7 ГККД гв. полковник Тельнов.
17 марта 2018 г. Статья с канала «Подвиг народа».
Связисты на войне часто гибли потому, что их в отличие скажем от пехоты, которых периодически заменяли на передовой свежими частями, никто не менял, они так и продолжали изо дня в день налаживать постоянно рвущуюся связь. Кроме этого за ними часто охотились снайперы для которых они были легкой добычей. Связист ведь не мог долго прятаться в окопах, ему нужно хоть ползком, хоть перебежками хоть под огнем снайпера, но идти по линии отыскивая очередной разрыв. Так они и погибали.
Также их часто брали в плен как языков. Дело в том, что связист все время находился на телефоне рядом с командиром, и в отличие от простых пехотинцев, знал про всю обстановку и на передовой и в тылу, поэтому он был ценной добычей. Немецкие разведчики разрезали провода и ждали, когда связист прибежит по линии, отыскивая разрыв, там его и брали в плен. Работа связиста на передовой была настолько тяжелой и опасной, что он постоянно находился на волосок от смерти.
Вот самое такое побоище, такое страшное, это было в Германии. При форсировании реки Одер. Несколько раз наши пробовали взять, но было так укреплено, что никак нас противник не пускал через реку. И вот на второе февраля сформировали группу прорыва, решили что группа прорыва может быть где-то зацепится, а нет, значит небольшое количество погибнет. Это взвод пехоты где-то человек сорок во главе с командиром взвода.
Меня командир полка вызвал, он меня знал хорошо, так как я опытный связист был. Он говорит: придется тебе пойти давать связь и так с таким голосом сказал, что я почувствовал, что может быть, это последний раз мы видимся. Я говорю: "Есть товарищ подполковник, давать связь".
Нам еще по темному дали такой маленький артналет и мы по льду бегом на край берега подбежали, в это время немец уже спохватился и открыл огонь по тому берегу не так по нам, как по тому берегу. Нас еще путем они не разобрали, кто тут и что. И в это время командир взвода говорит: "Давай сообщи на ту сторону, чтобы артиллерия перенесла огонь по берегу противника, чуть вглубь". А в это время связь перебило. Он говорит: "Срочно надо, иначе, наша артиллерия будет бить по нам".
Я сбрасываю с себя все, остаюсь в одной гимнастерке. Меня обвязывают кабелем под руки. Когда я выскочил на лед, немцы увидели что я бегу по льду и открыли перекрестный огонь. Меня берут в вилку, я добегаю до края льда, а там вода. Я даже ни на минуту не остановился, прямо с ходу и с головой в воду. Шапка всплыла и поплыла, а я давай гребстись руками в ледяной воде и вот наверно метра три или четыре не доплыл до берега судорога меня свела.
Я начал хлебать воду, обессилел уже, и переохлаждение большое, а в это время комдив генерал-майор Родионов наблюдал в стереотрубу и когда он увидел, что я стал уже нырять туда-сюда и тонуть, он кричит по рации: "Спасти, во что бы то ни стало связиста!" Может быть, не так связист здесь был дорог, как линия нужна была. Не знаю, или кто шестом меня вытаскивал, или может, кто заскочил в воду, но меня вытащили. Через некоторое время я уже конечно пришел в себя, оказывается, уже кабели с меня отцепили, включили, линия заработала. Вот и огонь перенесли, а после обеда я уже был на той стороне. Нашли мне тут какое-то, обмундирование. Оделся я всухую и – на ту сторону.
У простого связиста на передовой не завидная доля, работы много, но она незаметна. Командиры недовольны постоянным отсутствием связи, вечно ругают, а ты бросай все и в любой момент беги, хоть под огонь и хоть в ледяную воду, и наводи линию. Если у немцев, например, был с собой и специальный ящик с инструментами, и кабель у них был превосходный, и ходили они только по двое, чтобы в плен не попасть, и помочь, если напарника ранят. То наш связист, выбегал на линию, как правило, один. Все делал руками, зубами и смекалкой. И кабель наш ругал, на чем свет стоит, потому что изоляция у него была никудышная. Он быстро, отсыревал и связь вскоре пропадала.
Также связист не имел права потерять свое оборудование. Рискуя жизнью, но вынести с поля боя тяжеленную катушку с кабелем, который весит двадцать килограмм, и телефон в придачу. Это, кстати, очень хорошо видно в фильме "Баллада о солдате", который снял режиссер фронтовик Григорий Чухрай. Главный герой, связист, спасается от танка, а катушку, мешающую ему бежать не бросает, хотя может из-за нее погибнуть. И, только воевавшие на передовой, понимали в чем дело. В то время на фронте у СМЕРШа и законы были суровые. Если потеряешь оборудование, тебя отдадут под суд, оттуда прямиком в штрафную роту, или, того хуже, припишут трусость на поле боя и тогда показательный расстрел.
Герой Советского Союза снайпер Людмила Павличенко так рассказывала о тактике наших снайперов: «Не в первого попавшегося открывали огонь, а были определённые для нас наши фигуры. Это, в первую очередь, наблюдатель врага. Он является такой скверной вещью для войны. Наблюдатель имеет право вызвать огонь – артиллерийский, миномётный. Поэтому его надо было выискивать первым и уничтожать первым. Потом связисты. Тонкая проволочка связи провисает и всё равно к связисту ведёт. Потом – связные. Гитлеровские офицеры на переднем крае никогда не были. Они были во втором эшелоне. А вот связь со своим передним краем осуществляли через своих связных. Связной, когда бежит на передний край, значит, несёт какое-то распоряжение. С переднего края во второй эшелон – доложить или обращается с какой-то просьбой от роты, с требованием каким-нибудь. Поэтому лучше всего, чтобы требования и просьбы не были доставлены вовремя. Это третья наша мишень.
Остальные мишени две – бывают разные. Второй вид работы – это снайперская дуэль…
Третий – снайперская засада. Пожалуй – это самая ответственная работа. Ей предшествует войсковая разведка и снайперская разведка. Ночью выходят 5-7 человек снайперов, проходят нейтральную полосу и устраивают засаду в тылу противника между первым и вторым эшелонами. Начинается рассвет, начинается движение, немцы подвозят кухню, вылазят денщики с судками. По ним и кухне огонь не открываем. А вот когда с блиндажей вылазят господа офицеры, проверить что деньщик стянул с судка, снайпера открывают огонь по ним…»
Эту же тактику применяли и немцы, за исключением последней. Как говорила Павличенко, немцы часто принимали снайперскую засаду за действия партизан. Им и в голову не приходило, что это были подразделения Красной Армии, действовавшие в их полосе обороны.
Как видим, связисты были второй по значимости мишенью для снайперов и поэтому гибли чаще, с учётом того, что сама работа линейного телефониста его раскрывала для снайпера и надёжно укрыться и замаскироваться связист такой возможности не имел.
«Утверждаю». Нач. штаба 54 Армии генерал-майор Викторов. 17 мая 1943 г. Совершенно секретно.
Заявка на силы и средства связи по обеспечению Шапкинской операции
1. Телеграфно-эксплуатационных рот – 1.
2. Кабельно-шестовых рот – 6.
3. Проволоки железной 4 мм – 33,8 тонны.
4. Радиотелеграфистов – 230-250 человек.
5. Зарядных агрегатов – 3 шт.
6. Батарей БАС-80 – 3040 шт.
7. Батарей БАС-60 – 1500 шт.
8. Электронных ламп к РБ – 25 комплектов.
9. Электронных ламп к 12РП – 16 комплектов.
10. Электронных ламп к РП-6 – 12 комплектов.
11. Электронных ламп к РБС – 20 комплектов.
Начальник связи 54 Армии полковник Лолоко.
Совершенно секретно. Экземпляр №
Справка о потерях связистов во фронтовых, армейских и войсковых частях связи НОГ (Невской оборонительной группы, прим. Авт.) за время операции сентябрь-октябрь 1942 г.
Фронтовые части связи
Средний начсостав: убито 2, ранено -, попало в плен -, пропало без вести -, заболело -, вернулось в строй -, всего убыло 2.
Младший начсостав лин. частей: убито 1, ранено 3, попало в плен -, пропало без вести 1, заболело -, вернулось в строй -, всего убыло 5.
Рядовой состав: убито 9, ранено 35, попало в плен -, пропало без вести 4, заболело -, вернулось в строй -, всего убыло 48.
Армейские части связи
Старший начсостав: убито -, ранено -, попало в плен -, пропало без вести -, заболело -, вернулось в строй -, всего убыло -.
Средний начсостав: убито -, ранено 5, попало в плен -, пропало без вести -, заболело -, вернулось в строй 2, всего убыло 3.
Младший начсостав лин. подразделений: убито 4, ранено 8, попало в плен -, пропало без вести 1, заболело -, вернулось в строй 5, всего убыло 8.
Рядовой состав: убито 13, ранено 27, попало в плен -, пропало без вести 3, заболело -, вернулось в строй 6, всего убыло 37.
Войсковые части
Старший начсостав: убито 3, ранено 1, попало в плен -, пропало без вести -, заболело -, вернулось в строй -, всего убыло 4.
Средний начсостав: убито 27, ранено 27, попало в плен -, пропало без вести 1, заболело -, вернулось в строй -, всего убыло 55.
Младший начсостав радисты: убито 16, ранено 16, попало в плен -, пропало без вести 4, заболело -, вернулось в строй -, всего убыло 36.
Младший начсостав мин. подразделений (связисты в миномётных подразделениях, прим. Авт.): убито 67, ранено 75, попало в плен -, пропало без вести 5, заболело -, вернулось в строй -, всего убыло 147.
Рядовой состав радисты: убито 44, ранено 53, попало в плен -, пропало без вести 6, заболело -, вернулось в строй -, всего убыло 103.
Рядовой состав мин. подразделений: убито 181, ранено 272, попало в плен -, пропало без вести 15, заболело -, вернулось в строй -, всего убыло 468.
Всего потерь по войскам ч. с. (частей связи, прим. Авт.): убито 338, ранено 444, попало в плен -, пропало без вести 31, заболело -, вернулось в строй -, всего убыло 813.
Всего потерь связистов за операцию: убито 367, ранено 522, попало в плен -, пропало без вести 40, заболело -, вернулось в строй 13, всего убыло 916.
Сведения о потерях специалистов связи в процентах к штатной численности связистов артиллерии 376 стрелковой Псковской дивизии
Радисты: январь 3, февраль 19, март 7, апрель -, май -, июнь -, июль 3, август 9. Телефонисты: январь 2,2; февраль 9,9; март 1,1; апрель -; май 1,1; июнь 1,1; июль 3,3; август 6,6.
Нач. штаба артиллерии 376 спд майор Гладкий. Пом. нач. штаба капитан Сорочинский.
12.9.1944 г.
НКО СССР …ел связи …левого управления 12 А 10.10.43 г.
№0888 копия секретно экземпляр №1
Начальникам штабов СК и СД только начштаба 66 ск
За время боёв части и подразделения связи потеряли значительное количество радиотелеграфистов сержантского и рядового состава. Доукомплектование и обучение нового пополнения радиоподразделений в частях и соединениях идёт крайне медленно, что в дальнейшем может привести к ухудшению радиосвязи и даже срыву её.
На основании указаний командующего приказываю:
Начальникам штабов СК и СД до 16.10.43 г. укомплектовать радиоподразделения до полной штатной потребности за счёт стрелковых подразделений и прибывающего пополнения, организовав обучение нового пополнения радиоподразделений немедленно.
Начальник Штаба 12 Армии генерал-майор Бирман. Верно: начальник связи 12 Армии гв. полковник Егоров.
Написано 2 экз. только адресату 13.1043 г. Верно: начальник связи 66 ск подполковник Беников.
Уже шёл 44 год, а связистов в боях выкашивало так, что зачастую невозможно было «обеспечить нормальное управление частями» стрелковой дивизии. При этом гибли «лучшие кадры специалистов – радисты, телефонисты и части дивизии остались совершенно без средств связи». Об этом документ ниже, который показывает насколько возросла роль связи в войсках.
Секретно экземпляр № Начальнику Штаба 38 Армии. Копия – начальнику связи 38 Армии. Вч 440 5. II. 44 г.
После боевых действий дивизии, в результате прорыва и выхода из окружения, подразделения и части дивизии остались совершенно без средств связи. Поставленная боевая задача перед дивизией на отведённом участке не обеспечивается даже частично необходимыми средствами управления. Телефонная связь имеется не со всеми частями и подразделениями. Радиосвязь не может быть организована из-за отсутствия радиостанций, питания и зарядной базы.
В числе потерь – лучшие кадры специалистов (радисты, телефонисты), что требует время для обучения прибывающего пополнения.
Срочно необходимо: пополнение дивизии имуществом связи и спецтранспортом, направление в дивизию подготовленных специалистов рядового, сержантского и офицерского состава.
До проведения указанных мер, боевая связь дивизии не обеспечит нормальное управление частями.
Командир 68 гв. сд гв. генерал-майор Стенин. За нач. штаба 68 гв. сд гв. капитан Дорошев.
Сведения о потерях специалистов связи в процентах к штатной численности связистов артиллерии 376 стрелковой Псковской дивизии
Радисты: январь 3, февраль 19, март 7, апрель -, май -, июнь -, июль 3, август 9. Телефонисты: январь 2,2; февраль 9,9; март 1,1; апрель -; май 1,1; июнь 1,1; июль 3,3; август 6,6.
Нач. штаба артиллерии 376 спд майор Гладкий. Пом. нач. штаба капитан Сорочинский.
12.9.1944 г.
28.04.2010 г. Управление начальника Связи ВС РФ.
Полковник запаса Хохлов Владимир Сергеевич в своей статье «ГУСКА – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН РУКОВОДСТВА СВЯЗЬЮ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» сообщил:
– Войска связи несли большие потери, особенно части и подразделения связи тактического звена управления. По проценту убыли связистов войска связи стояли на третьем месте. В полевой артиллерии потери связистов составляли 8–10 % за один день боя, а в общевойсковых частях и подразделениях — значительно больше. Во многих случаях за один день боя взводы связи стрелковых батальонов теряли до 70–80 % личного состава. Особенно большие потери связисты несли при отступлении, в первые месяцы войны, когда многие части и подразделения связи использовались как стрелковые войска.
Безвозвратные потери войск связи с 1 января 1943 г. по 9 мая 1945 года составляют 5 158 человек, из них: убито и умерло от ран на этапе санитарной эвакуации — 3 159 человек; не боевые потери — 1 380 человек; пропало без вести, попало в плен — 619 человек.
Санитарные потери (с эвакуацией в госпиталь) составили 22 646 человек, из них: ранено, контужено, обожжено — 6 744 человека; заболело, обморожено — 15 902 человека. Таким образом, всего потеряно 27 804 человека.
Как известно офицерский состав является костяком любой армии мира и при организации и ведении боевых действий во всех войнах несет ощутимые потери. В войсках связи за годы войны потери офицеров составили 24 339 человек, из них более 50 % в первый период войны, в том числе: 11 172 погибло и умерло; 13 167 человек пропало без вести, попало в плен. Вечная им память и наш земной поклон!!!
Приведенные данные о потерях военных связистов являются неполными, так как нет документальных сведений о потерях военных формирований и вольнонаемных Наркомата связи.
Игорь Самочеляев.
29 сентября 2020 г.
Последний раз редактировалось Samocheljaew 18 июн 2021, 11:46, всего редактировалось 1 раз.
|
|